Рассматривая профилактику как активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни (БСЭ, т. 10, с. 127), одним из приоритетных направлений воспитания в образовательных учреждениях можно выделить работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи.
Однако работа не всегда эффективна, это связано как с внешними, так и внутренними препятствиями:
-
реклама в мобильных телесистемах SMS, компьютерные игры с наркогенной направленностью;
-
реклама в сети Интернет;
-
реклама на телевидении, видео, в печати и литературе;
-
молодежная субкультура;
-
недостаточная компетентность педагогических работников в области программирования и проектирования;
-
недостаточная мотивация педагогов к применению интерактивных технологий в профилактической антинаркотической деятельности;
-
недопонимание педагогическим коллективом стратегии первичной профилактики;
-
неуверенность части педагогов, которые считают себя некомпетентными в области профилактики.
Для преодоления существующих препятствий и повышения эффективности антинаркотической профилактической работы в школе руководствуемся письмом Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (№ ПК-10 от 14.09.2005) обращая особое внимание на:
-
выявление, учет и организацию профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, в том числе злоупотребляющими психоактивными веществами;
-
совершенствование качества воспитательной работы, обеспечение условий для общественно-полезной, в том числе трудовой, занятости, досуга детей и молодежи, вовлечения их в занятия физической культурой и спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, сохранение и развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-
внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ, направленных на формирование у обучающихся законопослушного поведения, навыков здорового и безопасного образа жизни;
-
реализацию мер по охране здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, включая проведение регулярных медицинских профилактических осмотров;
-
организацию деятельности по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в образовательных учреждениях, местах досуга несовершеннолетних и молодежи;
-
поддержку молодежных инициатив по реализации социально значимых проектов, в том числе направленных на профилактику злоупотребления психоактивными веществами, включая организацию волонтерского движения;
-
организацию антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни, в том числе с помощью средств массовой информации;
-
организацию межведомственного взаимодействия, взаимодействия с негосударственными, общественными и религиозными организациями, осуществляющими деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
-
организацию контроля за исполнением законодательства, регулирующего вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, в деятельности подведомственных учреждений.
Анализируя результаты экспертизы профилактических программ на Федеральном и региональном уровнях, нами учтены выявленные ошибки в организации антинаркотического воспитания.
Учитывая рекомендации психологов и экспертов, мы исключили следующие направления:
-
Проведение конкурсов рисунков, плакатов в образовательных учреждениях с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.
-
Предоставление учащимся информацию:
-
о действии психоактивных веществ;
-
способах приготовения или приобретения ПАВ;
-
демонстрирование наркоманской атрибутики;
-
упоминание названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков);
-
обсуждение состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики
-
использование наркоманского сленг.
-
Организация или участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, мы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.
В работе школы используются программы и информационно-методические пособия, разработанные в рамках Федеральной и региональной целевых программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
Осуществляя деятельность по первичной профилактике, стараемся формировать у воспитанников индивидуально—психологические факторы антинаркотической защиты.
- В поведенческой сфере:
- социальная компетентность
- владение эффективными стратегиями поведения;
- владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ (навыки ассертивного поведения).
- В мотивационно-потребностной сфере:
- антинаркогенная установка;
- развитая ценостная мотивационная структура личности;
- наличие жизненных целей и перспектив, несовместимых с наркотизацией;
- вовлеченность в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации;
- ориентированность на ведение здорового образа жизни.
-
В эмоциональной сфере:
- эмоциональная устойчивость;
- способность к отсроченной разрядке напряжения;
- способность контролировать аффект;
- сформированность чувства преданности и близости;
- чувство юмора.
- В когнитивной сфере:
- осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ;
- развитые ресурсы когнитивной сферы;
- высокий созидательный потенциал.
- В духовной сфере:
- твердые моральные принципы и убеждения;
- сформированная позиция по отношению к любви, жизни, смерти, вере, духовности;
- высокий созидательный потенциал;
- убеждения и нравственые цености, совпадающие с принятыми в социальной группе;
- позитивная «Я-концепция»;
- адекватная самооценка.