Антинаркотическое воспитание

Рассматривая профилактику как активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни (БСЭ, т. 10, с. 127), одним из приоритетных направлений воспитания в образовательных учреждениях можно выделить работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи.

Однако работа не всегда эффективна, это связано как с внешними, так и внутренними препятствиями:

  • реклама в мобильных телесистемах SMS, компьютерные игры с наркогенной направленностью;

  • реклама в сети Интернет;

  • реклама на телевидении, видео, в печати и литературе;

  • молодежная субкультура;

  • недостаточная компетентность педагогических работников в области программирования и проектирования;

  • недостаточная мотивация педагогов к применению интерактивных технологий в профилактической антинаркотической деятельности;

  • недопонимание педагогическим коллективом стратегии первичной профилактики;

  • неуверенность части педагогов, которые считают себя некомпетентными в области профилактики.

Для преодоления существующих препятствий и повышения эффективности антинаркотической профилактической работы в школе руководствуемся письмом Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (№ ПК-10 от 14.09.2005) обращая особое внимание на:

  • выявление, учет и организацию профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, в том числе злоупотребляющими психоактивными веществами;

  • совершенствование качества воспитательной работы, обеспечение условий для общественно-полезной, в том числе трудовой, занятости, досуга детей и молодежи, вовлечения их в занятия физической культурой и спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, сохранение и развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ, направленных на формирование у обучающихся законопослушного поведения, навыков здорового и безопасного образа жизни;

  • реализацию мер по охране здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, включая проведение регулярных медицинских профилактических осмотров;

  • организацию деятельности по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в образовательных учреждениях, местах досуга несовершеннолетних и молодежи;

  • поддержку молодежных инициатив по реализации социально значимых проектов, в том числе направленных на профилактику злоупотребления психоактивными веществами, включая организацию волонтерского движения;

  • организацию антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни, в том числе с помощью средств массовой информации;

  • организацию межведомственного взаимодействия, взаимодействия с негосударственными, общественными и религиозными организациями, осуществляющими деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;

  • организацию контроля за исполнением законодательства, регулирующего вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, в деятельности подведомственных учреждений.

Анализируя результаты экспертизы профилактических программ на Федеральном и региональном уровнях, нами учтены выявленные ошибки в организации антинаркотического воспитания.

Учитывая рекомендации психологов и экспертов, мы исключили следующие направления:

  1. Проведение конкурсов рисунков, плакатов в образовательных учреждениях с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.

  2. Предоставление учащимся информацию:

  • о действии психоактивных веществ;

  • способах приготовения или приобретения ПАВ;

  • демонстрирование наркоманской атрибутики;

  • упоминание названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков);

  • обсуждение состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики

  • использование наркоманского сленг.

  1. Организация или участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, мы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.

В работе школы используются программы и информационно-методические пособия, разработанные в рамках Федеральной и региональной целевых программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Осуществляя деятельность по первичной профилактике, стараемся формировать у воспитанников индивидуально—психологические факторы антинаркотической защиты.

  1. В поведенческой сфере:
  • социальная компетентность
  • владение эффективными стратегиями поведения;
  • владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ (навыки ассертивного поведения).
  1. В мотивационно-потребностной сфере:
  • антинаркогенная установка;
  • развитая ценостная мотивационная структура личности;
  • наличие жизненных целей и перспектив, несовместимых с наркотизацией;
  • вовлеченность в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации;
  • ориентированность на ведение здорового образа жизни.
  1. В эмоциональной сфере:

  • эмоциональная устойчивость;
  • способность к отсроченной разрядке напряжения;
  • способность контролировать аффект;
  • сформированность чувства преданности и близости;
  • чувство юмора.
  1. В когнитивной сфере:
  • осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ;
  • развитые ресурсы когнитивной сферы;
  • высокий созидательный потенциал.
  1. В духовной сфере:
  • твердые моральные принципы и убеждения;
  • сформированная позиция по отношению к любви, жизни, смерти, вере, духовности;
  • высокий созидательный потенциал;
  • убеждения и нравственые цености, совпадающие с принятыми в социальной группе;
  • позитивная «Я-концепция»;
  • адекватная самооценка.