Наркотики — путь в никуда

Цели: 1) Дать информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, учить позитивному общению с окружающими людьми: уметь разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к наркотикам; ознакомить со статьями УК РФ, касающихся приобретения, употребления, хранения и сбыта наркотиков.

  1. Развивать навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления наркотиков и сопротивляться негативным явлениям в обществе.

3)Воспитывать самоконтроль, самоуважение, ответственное отношение к своему здоровью

Оборудование: рисунки детей на листах ватмана, на доске надпись: «Наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное — они лишают человека жизни»..

Литература: 1) Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция: учебно — методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск, Петро Пресс, 2001, авторы — составители С.В. Горанская, О.С. Баранова, с. 20 — 24, 78 — 82.

  1. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации под ред. В.М. Лебедева, Норма, Москва, 2002, с.557 — 566; 572 — 574.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о серьезной проблеме нашего времени — наркомании и попробуем разобраться, чем она так опасна для общества.

2 Основная часть.

2.1 Представление командами рисунков.

На прошлом занятии вы разделились на три команды, каждая из которых должна была приготовить общий рисунок и представить его. Тема рисунка «Нет наркотикам!»

Дети представляют свои рисунки.

  1. Беседа.

Учитель: Ребята, на всех рисунках присутствуют в основном мрачные тона, но ведь наркоманы, описывая свое состояние после принятия наркотика, утверждают, что видят яркие, насыщенные цвета, каких не существует в природе. Это всего лишь галлюцинации от принятого наркотика. В действительности после прекращения действия наркотиков наркоманы страдают от «ломки», мучаются сильными болями и в итоге умирают.

Наркомания и токсикомания — это тяжелые хронические заболевания, причины которых является употребление различных веществ, вызывающих у человека особые измененные состояния — состояния наркотического опьянения.

Уже после первых приемов наркотических и токсических веществ возникает психическая зависимость, т.е. болезненное стремление вновь и вновь испытать это измененное состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, о новом приеме наркотиков, об испытанных ощущениях.

Если употребление наркотика, токсического вещества продолжается, очень быстро возникает физическая зависимость. Это происходит вследствие перестройки всего организма под действием постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика прекращается, поступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломка». В этот период человек испытывает тяжелейшее физическое и психическое страдание.

Ребята, как вы думаете, когда возникает зависимость от наркотика?

Варианты ответов детей:

  1. Наверное, сразу.

  2. После двух — трех приемов наркотика.

Учитель: Большинство наркотиков имеют особенность: даже после первого приема и незначительной дозы возникает наркотическая зависимость, справиться с которой человек самостоятельно не в силах.

Наркомана можно долго лечить и, в конце концов, возвратить ему нормальную физическую форму, но психологически его вылечить почти невозможно.

За последние два года на территории России смерть 35 тысяч человек так или иначе связана с употреблением наркотиков. За девять месяцев 2004 года от передозировки наркотиков умерли 5336 человек, от СПИДа — 404 чел. Еще масса людей в возрасте от 17 до 30 лет погибает от различных заболеваний, которые приобрели в связи с употреблением наркотических средств.

Как вы думаете, почему увеличивается количество молодежи, употребляющей наркотики? Из — за чего подростки начинают употреблять наркотики?

Варианты ответов детей:

  1. Любопытство.

  2. Употреблял кто — то из друзей, предложил попробовать.

Учитель: Запишем все эти причины на доске. Какие еще могут быть причины обращения человека к наркотикам?

Дети: От безделья, желание испытать новые ощущения.

Ответы детей записываются на доске.

Причины:

  • любопытство;

  • за компанию;

  • желание испытать новые ощущения;

  • от безделья;

  • кризис, стресс;

  • неудовлетворенность жизнью;

  • семейные проблемы;

  • желание казаться взрослым.

Учитель: Этот список можно продолжать до бесконечности. Но после употребления наркотика неизбежно наступают последствия, о которых не стоит забывать. Что же следует за употреблением наркотика?

Дети. Зависимость от наркотиков, проблемы в школе, семье, желание достать любым способом деньги на очередную дозу и т.д. и т.п.

Запишем последствия напротив причин.

Ответы детей записываются на доске.

Последствия:

  • зависимость;

  • проблемы в семье;

  • проблемы в школе;

  • потеря друзей;

  • проблема с деньгами на дозу;

  • кража, грабеж;

  • убийство, тюрьма;

  • смерть..

Учитель: Последствия эти далеко не все. Многие умирают от передозировки, не рассчитав дозы. Внимательно еще раз, прочтите причины и последствия. Что из них серьезнее?

Дети. Серьезные последствия: кража, убийство, смерть.

Учитель: Можно ли с причинами справиться самостоятельно, не прибегая к употреблению наркотиков?

Каким образом?

Дети: Семейные проблемы или проблемы в школе можно решить самостоятельно, поговорив с родителями и учителями. Если человек страдает от безделья, то придумать какое — нибудь хобби, чем — нибудь увлечься. Можно прибегнуть к помощи психолога, если у человека стресс, кризис, неудовлетворенность жизнью. Тем более не стоит пробовать наркотики из любопытства, за компанию и из желания казаться взрослым.

Учитель: Всегда ли человек сам стремится к употреблению наркотиков?

Дети: (варианты ответов) — Да / Нет.

Учитель: Иногда на человека оказывают давление. Например, давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Хочешь попробовать кое — что?» У каждого из вас есть друзья и подруги, которым вы доверяете, как бы вы отреагировали на подобное предложение?

Дети: Отказался бы, и другу объяснил, что это опасно и ник чему хорошему не приведет.

  1. Ролевая игра.

Учитель: Сейчас мы с вами понаблюдаем, как Саша будет уговаривать Наташу попробовать наркотик. До занятия ребята получили следующее задание: Наташа — девушка, которая пришла на вечеринку, там был парень, который ей очень нравиться. Саша — парень, который встретил на вечеринке девушку, которой он очень нравится, он должен уговорить ее принять наркотик. Наташа должна не поддаваться на уговоры.

Дети обыгрывают ситуацию.

Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего Саша мог предлагать Наташе наркотики?

Дети: Чтобы сделать Наташу тоже наркоманкой.

Учитель: Парень хотел воспользоваться тем, что нравится девушке. Вероятнее всего он сам употребляет наркотики. Наркоторговцы поощряют привлечение новых «жертв» , т.к. они впоследствии становятся их клиентами, а вот наркоман, который смог пристрастить к наркотикам еще кого — то получает очередную дозу бесплатно. Один наркоман увлекает за собой еще пятнадцать человек.

  1. Уголовная ответственность граждан за употребление, изготовление, приобретение, хранение и сбыт наркотических веществ.

Учитель: За употребление и распространение наркотиков в Уголовном кодексе РФ предусмотрены следующие статьи: ст 228 « Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ». Наказание : лишение свободы сроком от 3 до 15 лет.

Ст. 230 « Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ». Наказание: лишение свободы на срок от 2 до 5 лет, с применением насилия — от3 до 8 лет, со смертельным исходом потерпевшего или тяжкими последствиями для него — от6 до 12 лет. Ст.231 «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества». Наказание: лишение свободы на срок от 2 до 8 лет.

Жестокую политику в отношении распространения наркомании вплоть до смертной казни проводят Малайзия, Пакистан, Таиланд, некоторые штаты Америки. В Великобритании, Франции, США организовали жесткий контроль за распространением наркотиков, там суровое наказание ждет любого за попытку их приобретения.

  1. Анкетирование.

Учитель: Ребята, каждый из вас получит анкету. Анкетирование анонимное, поэтому можно не писать свою фамилию и имя. Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне, выражайте только свою точку зрения.

АНКЕТА «НАРКОТИКИ И ПОДРОСТОК»

  1. Много ли у тебя свободного времени?

— да; — нет.

2. Как ты учишься?

— отлично; — хорошо; — удовлетворительно; — плохо.

3. Чем занимаешься в свободное время?

— читаю; — занимаюсь в спортивной секции; — занимаюсь в кружке, изостудии; — смотрю телевизор; — слушаю музыку; — собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;

— что — то другое ( указать что).

  1. Знаешь ли ты, что такое наркомания?

— да; — нет; — затрудняюсь ответить.

5. Предлагали ли тебе когда — нибудь наркотик?

— да; — нет.

  1. Если предлагали, то кто?

— приятель; — одноклассник; — родственник; — незнакомый человек; — знакомый, сам употребляющий наркотики.

  1. Пробовал ли ты наркотическое вещество?

— да; — нет.

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

— да; — знаю, но со мной этого не случится;

— знаю, но я всегда смогу бросить принимать наркотики;

— нет.

9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков;

  • достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;

  • осознанием гибельности пути употребления наркотиков;

  • запретами со стороны родителей и взрослых;

  • ужесточением законов;

  • другое (что именно);

  • затрудняюсь ответить.

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах наркомании?

  • друзьям;

  • людям, испытавшим на себе действие наркотиков;

  • знакомым;

  • работникам правоохранительных органов;

  • родителям, родственникам;

  • одноклассникам;

  • врачам — наркологам;

  • учителям;

  • средствам массовой информации;

  • другое ( укажи).

  1. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

  • вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;

  • вызывает желание попробовать;

  • не влияет на мое отношение к наркотикам;

  • затрудняюсь ответить.

  1. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

  1. Где бы ты хотел получить эту информацию?

— в школе; — от родителей; — из телепередач; — из специальной литературы; — другое (укажи)

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

  • сообщил бы родителям;

  • посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;

  • сообщил бы классному руководителю;

  • поговорил бы с другом и предложил свою помощь;

  • ничего бы не сделал, это его личное дело;

  • другое (укажи).

3 Итог занятия.

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?